НАРОД – ЯВЛЕНИЕ СОБОРНОЕ

Александр ДугинАлександр Дугин

Поговорим о том, что такое народ.

Мы часто произносим слова, не задумываясь об их значении. Однако от точного смысла того или иного слова подчас зависит очень и очень многое. История может пойти в ту или иную сторону, если мы ошибемся в этом крайне деликатном вопросе.

Мы постоянно употребляем слово «народ». В нашей Конституции именно народ считается высшей инстанцией, придающей легитимность государственной системе. К мнению народа отсылают нас политики и чиновники, журналисты и специалисты по социологии. Казалось бы, нет ничего яснее понятия «народ». Но стоит приглядеться внимательнее, и мы поймем: это слово наполнено множеством противоречивых значений.

Есть политические идеологии, которые вообще отказывают этому понятию – «народ» – в праве на существование.

Марксизм утверждал, что народа как такового не существует, а есть классы. Они-то и имеют значение. Либерализм со своей стороны также настаивает, что народа как цельного понятия нет. Есть отдельные индивидуумы, простая сумма которых и называется народом. Получается, что народ – это то же самое, что люди, совокупность людей.

Даже «демократы», которые получили свое название от греческого слова «демос», т.е. дословно «народ», и те путаются в определении народа, разбивая его на отдельные группы и претендуя на защиту различных меньшинств. Современные «демократы» саму демократию выводят из принципа защиты меньшинств. А сам «народ» как большинство в их глазах есть нечто подозрительное и чреватое тоталитаризмом.

Значит, мы не можем даже думать о народе вне политических и идеологических установок. Получается: для либералов, демократов или социалистов народа как такового попросту не существует.

А если мы все же хотим настоять на своем и пытаемся осмыслить, что такое народ, и в частности, что такое наш, русский народ, то мы должны совершить над собой усилие и разобраться в этом поподробнее.

Современные идеологии в большинстве своем не знают категории «народа», но исторически «народ» был важнейшей реальностью. Он определял историю, политику и культуру.

Немецкий философ Гердер сказал о народе поэтическую фразу: «Народы – это мысли Бога».

Народ – это органическое единство, нечто цельное и нерасчленимое. Это не просто совокупность людей, живущих в данное время на данной территории. В понятие «народ» включаются предки, предыдущие поколения. Они и создали народ как общность, как активное действующее лицо истории. Но и потомки также включаются в понятие «народ». Ведь именно к ним обращены надежды, усилия и заветы тех, кто живет сейчас и кто жил раньше.

Народ живет через свой язык, через свою веру, через свою культуру, через свою государственность, через свои исторические поступки, через типичную внешность, передаваемую из поколения в поколение. Но все по отдельности еще не составляет народа. Всегда есть что-то, что ускользает от нашего анализа, остается за кадром. В центре народа есть нечто загадочное, неуловимое. Но именно это и делает народ тем, чем он является.

Народ – это в конечном итоге одно цельное существо, соборная личность. Вместе с тем она обладает качествами, далеко превосходящими индивидуальность. Народ бессмертен и бесконечен. Он был до того, как появляется конкретный его представитель, отдельный человек. Он будет после того, как этот человек умрет. В народе воплощается для нас нечто абсолютное. Ведь именно народ дает нам и нашу веру, и язык, на котором мы говорим, и внешность, и культуру, и жесты, и юмор. Народ порождает ценностную систему, а она делает каждого из нас тем, кто он есть.

Человек немыслим без народа, без принадлежности к нему. Действительно, на каком языке стал бы говорить такой общечеловек? В какого Бога верить? Как выглядеть? Как осознавать свои связи со временем и пространством?

Наш великий Достоевский устами князя Мышкина в «Идиоте» провозгласил безусловную истину: «Кто от земли своей отказался, тот от Бога своего отказался».

Любые попытки создать такого «общечеловека» либо оканчиваются фиаско, либо какой-то один самый хитрый народ пытается навязать всем остальным свои собственные ценности и идеалы, выдает их за нечто универсальное. Сегодня сторонники глобализма говорят, что настало время всеобщего смешения в мировом масштабе. Но они забывают, что это вавилонское смешение говорит на английском языке и заимствует экономическую и политическую модель вполне конкретной англо-саксонской культуры. А самим процессом смешения бдительно руководит вполне конкретная страна – США.

Конечно, народ развивается, меняется с течением веков, сходится и расходится с другими народами. Но это не какая-то механическая единая модель, а тончайший и духовно осмысленный путь. Так в жизни отдельных людей сливаются семьи и рода, люди из одной фамилии перемещаются в новые области и создают новые семьи. Но за всем этим стоит свободная воля личности. Свободная воля народа идти своим собственным путем. Смешиваться с тем, с кем он захочет, и отдаляться от того, кто в данный момент его не привлекает. Всегда решение исходит только от народа, он и есть настоящий субъект мировой истории.

Проект глобализации хочет покончить с этим. Он обязывает народы мира подчиняться только одной логике. Это самое настоящее насилие, чреватое катастрофой. Уничтожая самобытность народа, мы завершаем историю человечества. Ведь она была историей народов.

Народ – это нечто священное. И когда мы называем русских народом-Богоносцем — мы совершенно правы. Только это не повод для того, чтобы кичиться и превозноситься этим. Это величайшее бремя — нести в себе и над собой самого Бога.

Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...