ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

Александр ДугинАлександр Дугин

Напоминаю всем, что идет Страстная Неделя. Впрочем, вы это помните. Сегодня Великий Вторник.

Великий Вторник также, как и Великий Понедельник торжественный и строгий. В этот день поминается проповедь Исуса Христа в Иерусалимском храме, в которой он говорит о Страшном Суде, Втором Пришествии и о заблуждениях иудейских сект, которые ищут его убить. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» повторяет Христос семикратно, подчеркивая проклятие, которое обрушивается на тех, кто отвергают Бога и погрязают в ересях и ложных умствованиях.

Христос снова приходит в Иерусалим из Вифании и учит народ. Он описывает приход Жениха в притче о десяти девах. Пять из них были разумными и купили заведомо лампадное масло, чтобы встретить Жениха, приходящего в ночной час. А пять были глупы и не запаслись маслом. В этом смысл христианской культуры ожидания. Тот, кто всей душой ждёт важнейшего события мировой истории, тот всегда готов к нему. Правильная жизнь – это жизнь в ожидании Второго Пришествия. Все, кто живут, забывая об этом, растрачивая себя на временное и пустое, тот глуп, и участь того в последние времена чудовищна. По другому толкованию пять умных невест это пять органов чувств внутреннего человека, нашей души. Душа, ожидающая Бога, не спит и всегда готова его встретить. Пять глупых дев – органы внешних чувств. Они обращены во вне, они не знают таинства Ночи и принимают химеры мира за чистую монету. Внешний мир – тяжелая галлюцинация, уводящая от сути. Все по-настоящему ценное – внутри нас, в нашей душе. В нашем сердце.

В этот же Великий Вторник Христос, отвечая на язвительный вопрос о выплате налогов Римской Империи, излагает суть политического учения о христианской церкви – Кесарю Кесарево, а Богу Богово. Империи надо отдать то, что полагается ей, служении, налоги, верность и законопослушность, а Богу – веру, любовь и почитание. Снова диалектика внешнего и внутреннего: они должны быть гармоничны. И в этом предвосхищение христианизации самого Кесаря: когда римский Император Константин примет Бога, то и он воздаст Богу Богово, объединив Церковь и Империю в одно. Тогда и противоречие между политикой и религией, между Кесарем и Богом снимется: Империя, присягнувшая Богу, ставшая христианской, из чистого политического образования становится Священной Империей, умной Империей, внутренней духовной Империей. И ее Кесарь помазуется на царство во имя царя небесного Христа.

Проклинает Христос саддукеев, самую зловредную иудейскую секту, которая отрицала в иудаизме всё то, что было связано с ожиданием Мессии, воскресением мертвых и жизнью души после смерти. Именно саддукеи дальше всего отстояли от учения христиан. Кстати именно представляли в иудейском обществе финансовую олигархию и торговую элиту. Как всё похоже на современность!

И наконец, Христос обличает и фарисеев, чье учение было намного более традиционным и близким к христианскому, но их беда была в другом. По сути, фарисеи были подобны Великому Инквизитору. Живой Бог им мешал, так как они хотели править от его имени, следуя только мертвой букве, превратив живую веру в неподвижный юридический свод предписаний и обрядов. Отсюда пошло негативное для христиан выражение фарисейство, означающее то же самое, что лицемерие, формализм. Однако дело тут ещё глубже. Даже самое правильное учение – в том числе и христианское – если оно утрачивает живой контакт с Богом, постепенно превращается в свою противоположность. На место жизни становится её симуляция, на место духа – буква. Достоевский в притче о Великом Инквизиторе – как образец фарисейства в христианском обличии – имел в виду прежде всего католического папу. Но как мы можем быть уверенными, что тот же порок особенно в последние времена не коснётся и Православия? Дай Бог, чтобы мы внимали грозным словам спасителя «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!»

И наконец, в этот же Великий Вторник в Евангелии от Матфея мы слышим грозные слова о Втором Пришествии и Страшном Суде, созвучные пророчествам Иезекииля:

Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.

Вот эти слова Великого Вторника описывают то, что нас ждет в ближайшем будущем. Это своего рода прогноз о завтрашнем дне цивилизации и о её неминуем конце. Никакими техническими ухищрениями не укрыться от могущества карающего ангела, ангела Истребителя, грозных херувимов.

До свидания это была директива Дугина о Великом Вторнике.

В наилучшем положении, в момент Второго Пришествия, окажется то общество, люди которого смогут сказать о самих себе: Мы готовы ко Второму Пришествию.

Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...