Критика Эволы

Иван Охлобыстин

Последнее время консервативные взгляды в нашем обществе стали пользоваться спросом. С учетом "общей, гражданской неопределенности", это неудивительно.
Дабы облегчить моим соратникам и единоверцам процесс ознакомления с представленной широкой публике теоретической базой консерватизма, при этом абсолютно не умаляя святоотеческое наследие, дерзну, среди прочего, рекомендовать к ознакомлению труды итальянского философа Юлиуса Эволы.
Во многом согласен я с Юлиусом. Что говорить: в Эволе текла аристократическая кровь. Даже не понимая этого, своими рассуждениями, прежде всего он наносил удар по сословию торгашей, которое поставило аристократию перед унизительным выбором — или уподобляться, или вымирать. Но тем неменее Юлиус был уже отравлен своим веком. Им предложенное "новое средневековье" грозило ему же в первую очередь.
Юлиус желал пиршеств духа Валгаллы, но тоже пользовался банковской книжкой, а одно с другим несочетаемо.
Сознание Эволы оформилось из причудливого сплетения "христианской эстетики" Шатобриана и "колониального язычества" Рене Генона, воспитанного, в свою очередь, как это не покажется на первый взгляд, странно, на апофатике Дионисия Ареопагита. Мысль Юлиуса стала одним из пазлов картины философии будущего, в первую очередь: потому что в рассуждениях Эволы присутствует элемент очевидности и во вторую: потому что ни кто еще из современных традиционалистов не был способен столь образно и доступно объяснить саму суть "человека Традиции".
Нельзя не восхититься его прозрениями: "сознание всегда голодное" или "допуская любого к сокровенному знанию, ты лишаешь это знание силы". Согласен с его утверждением, что мир "обабился". Думаю и дамы согласятся. На их хрупкие плечи взвалили чужие беспокойства.
И книги, где только о мужестве, чести, прямоте и верности, предлагаемые Юлиусом взамен бульварного чтива, пожирающего время жизни, очень привлекательны. Только я бы туда любовь добавил. Однако Эвола боялся показаться смешным и про любовь напрямую говорить воздерживался. Ему хотелось"свободы, как добровольного жертвенного подчинения".
Эвола неистово искал своего "человека Традиции", но Традиции уже не было. Ее необходимо было "создавать из воздуха", а не кликушески оглядываться на тени древних побед и богов.
Эвола хотел невозможного, предлагая решать эти задачи "активным нигилистам", которые, по большому счету, были вообще не заинтересованны в победе Традиции, как и во всем остальном, иначе бы они не соответствовали категории "активных нигилистов".
То есть: опять Юлиус "упирается в самого себя".
И несмотря на то, что известный русский философ Александр Дугин упрекает Юлиуса в фашизме, сам Александр придерживается ультроправых взглядов, а значит……. он лишь откладывает на время, решение тех вопросов, которые никак нельзя решить, не согласившись с Эволой на "самом глубоком уровне". Конечно — Юлиус сплошное противоречие. Он здраво утверждает примат "духовного родства", а не "родства крови" и при этом, до конца, не может определиться с евреями. Что наверное свойственно всем идеалистам. Рано или поздно ты утыкаешься в еврея и приходит понимание, что один вопрос в жизни ты для себя решить никогда так и не сможешь. Всегда открытый вопрос.
Ну, и пусть остается. В той системе жизненных координат, которых придерживаюсь лично я, это неважно. Важно другое: все полезные находки философии Эволы можно применять в строительстве Империи. Нужно сохранить главное, решительно отсечь "колониальное язычество" и немедленно заменить установку "активного нигилизма", на доминанту "жестского оптимизма".
Если бы знал Юлиус, умерший в 1974 году, что его систему духовной подготовки "активных нигилистов", образно описанной им в "Оседлать Тигра", будет тщательно изучать Усама Бен Ладен. А его книга " Лук и булава" была одной из настольных книг покойных "командантэ" Че и Стива Джобса.
Конечно, как и все мировозренченные концепты, выраженные в слове, учение Юлиуса Эволы, займет свое место в библиографическом ряду думающего человечества. Которое продолжает агонировать, в оковах общества наживы и потребления, обескровленное врагами рода человечества — равнодушием и развратом, что скоро заставит саму природу — либо избавиться от людей, либо изменить их в лучшую сторону. Поскольку последнее не может произойти без нашего непосредственного участия, будет целесообразно предвосхитить ожидаемый катаклизм и осознать себя частью Творения Божия, во всей своей полноте и ответственности. Восхититься Промыслом Божием и вручить свою судьбу в руки дерзающих понимать Пути этого Промысла. Сложить навсегда с себя бремя личного выбора в пользу выбора своего народа. Раскрыть белоснежные крылья Абсолютной Веры и с этого мгновения начать отсчет истории всего человечества для себя лично.
Наверное именно это имел ввиду итальянский аристократ, но будучи не просвещен Светом Истинной Веры, заплутал тропами сомнений и несоответствий. В ином случае основной труд его жизни назывался бы не " Языческий Империализм", а "Ортодоксальный".
Но будем надеяться, что и эта прекрасная книга когда-нибудь будет написана, рукой неравнодушного.

vk.com 21.10.2015

Иван Охлобыстин
Охлобыстин Иван Иванович (р. 1966, Тульская область) — российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской Православной Церкви, временно запрещённый в служении. Креативный директор компании Baon. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...