Нам надо завоевывать свою же культуру

Владимир Бортко

"ЗАВТРА". Владимир Владимирович, расскажите о перипетиях, связанных с выходом в свет вашей последней картины "Душа шпиона".

Владимир БОРТКО. В своё время я с друзьями сочинил кино по роману нашего разведчика в прошлом Михаила Петровича Любимова "И ад следовал за ним". Книга написана в 80-х годах, а я сделал кино, перенеся действие этого фильма в современность. Ещё полтора года назад, когда фильм уже был готов в черновом варианте, начались очень интересные вещи. Мои друзья, с которыми я тесно сотрудничал: "Студия 2-Б-2 Интертеймент", где раньше, до депутатства, я был гендиректором, студия "ТриТэ" Никиты Михалкова и канал "Россия", — вдруг сказали, что им кино не понравилось.

Бывают фильмы о врачах, о шахтёрах, о космонавтах, а это — фильм о шпионах, производственная драма. У хирурга — скальпель, у шахтёра — отбойный молоток, а у шпиона — шантаж, воровство, подкуп… Вплоть до убийства. Это то, чем он работает, то, чему его учили. Он врёт от начала до конца всю свою жизнь, выдавая себя за другого человека при великой вере в свою непогрешимость. Как это возможно?

Тем более, что, допустим, во времена Штирлица было всё просто. С одной стороны — абсолютное добро, с другой стороны — абсолютное зло, тут всё понятно. А сейчас? Эта профессия на острие этики и морали. Это очень интересно и сложно для понимания и приятия, поэтому я взялся снимать про это кинофильм.

Но, как мне объяснили мои товарищи, я своей кинолентой разрушаю образ героя, который сложился в восприятии нашего зрителя. Не знаю, может быть, хотя в Думе и Министерстве культуры его приняли с аплодисментами.

Художник свободен или нет? Нет, конечно, но и давить на него не надо. И врать самому себе ни в коем случае нельзя. Как разрешить эту проблему? Не знаю…

"ЗАВТРА". Нужно заметить, что это не первый ваш фильм, подвергаемый цензуре. "Тараса Бульбу" на Украине запретили.

Владимир БОРТКО. Украина — это ладно. С ними всё прозрачно. Бог с ними. Тем более, там все посмотрели "Тараса". Это был один из самых кассовых кинофильмов. Превзошёл даже американцев в своё время.

"ЗАВТРА". В качестве следующего вопроса приведу цитату польского режиссера Анджея Вайды: "Почему в предвоенной Польше — свободной и, на свой лад, демократической стране, ежегодно снималось несколько десятков фильмов, из которых ни один не имел ни малейшего значения, а в угнетенном коммунистическом крае под властью цензуры родилась польская кинематография, которая заняла своё место в мировом кино?" Вопрос можно отнести и к российскому кино. Куда делось советское кино, на котором учился Голливуд, на котором сейчас учится Китай?

Владимир БОРТКО. Во-первых, практически всё наше кино, я имею в виду прокат — американское. Здесь они построили для себя кинотеатры и показывают в них свои кинофильмы. Массовая доля коих 86%. Остальные проценты распределяются между нами и Европой.

В прошлом году кинематография заработала 1 300 миллионов долларов. Деньги эти вернулись стране-изготовителю. К тому же кинотеатры не платят НДС. Что получается в итоге? А то, что каждый год мы спонсируем Голливуд на 100-120 миллионов долларов.

Как так получается? Государство не может жить без кино, правда? Поэтому оно платит деньги — 6 миллиардов рублей каждый год. Оно платит на то, чтобы кино развивалось. И при этом эти государственные деньги почему-то идут в карманы только восьми компаний-менеджеров, которые сами себя и назначили. Результаты потрясающие. Пока не было менеджеров, мы занимали 26% в нашем прокате, а сейчас 16%. Понимаете?

Теперь дальше. Оправдывают себя меньше десятка — только 6-7 картин. В основном это маленькие картины, которые стоят не больше 1,5-2 миллионов. В основном это фильмы с участниками из телевидения, которых знает народ и на которых ходят. Остальное — чистый убыток.

При этом, как минимум 60 фильмов вообще до экрана не доходят. И выходит — получил деньги, на кое-что из этого снял кино, а кое-что взял себе. Масштабы этого воровства не сравнить с нефтяной промышленностью, но в процентах всё вполне равнозначно.

Сегодня мы не можем соревноваться с американцами. Это просто невозможно по одной простой причине: они намного богаче. А кто ходит в кино? В кино, да будет вам известно, ходит молодёжь. С 13 до 35-36 лет. Что они хотят смотреть? Они хотят смотреть зрелища на экране, которые стоят колоссальных денег. То, что они смотрят сейчас, — стоит 150-200 миллионов долларов. Да всё наше кино столько не стоит, как стоит один их кинофильм!

И ещё одно: из каждых четырех проданных билетов три — куплены женщинами в возрасте от 19 до 24 лет. На это у нас никто не обращает внимания.

Мы теряем молодое поколение, которое смотрит кино. Да, американское кино очень хорошее! Это лучшее кино в мире, в конце всегда хеппи-энды, добро побеждает… Но побеждает американское добро, а не наше! Молодёжь уже привыкла к тому, что американцы правы и уже давно выиграли все ещё не начавшиеся войны!..

Надо срочно менять устройство кинематографа. Возвращаться к тому, что было в Госкино. Тогда мы имели возможность контролировать качество продукции. Тем более, что не оскудела русская земля талантами. Есть кому снимать.

"ЗАВТРА". Сегодня мы не охватываем все страны, потому что наши фильмы не смотрят. Соответственно, мало собираем. Мало собираем — не можем позволить себе большие бюджеты. Получается замкнутый круг.

Владимир БОРТКО. Абсолютно точно. Вообще любой американский фильм будет понятен практически везде, как ни странно. Наш — большая проблема. Очень специфично.

При советской власти я снимал Булгакова. "Собачье сердце" — маленькая, тоненькая повесть, а на Западе издаётся большущим томом. Почему? Потому что каждая строчка нуждается в объяснении.

"ЗАВТРА". Чем на сегодняшний день руководствуется Министерство культуры, отбирая фильмы к финансированию?

Владимир БОРТКО. Сейчас фильмы делаются двумя способами. Первый — через так называемый Фонд поддержки кинематографии. Это фильмы, которые должны себя окупать. Это основная часть.

Второй — через Департамент кино, что при Министерстве культуры. Там они тоже дают денежки, правда, значительно меньше. К этому виду спонсирования относятся небольшие фильмики, которые совсем не обязательно, что себя окупят.

Ещё раз повторю — нужно вернуться к системе Госкино СССР. Тогда было 5 государственных студий (это только на территории Российской Федерации). Деньги от государства шли на студию, а на студии сидела, опять же, государственная контора, которая выбирала то, что нужно. Сейчас же государственные деньги идут в частные карманы. А мне бы хотелось, чтобы государственные деньги шли в государственные студии.

При советской власти продюсером было государство. Вообще, я считаю, что самая большая заслуга советской власти — это не строительство плотин, и даже не запуск Гагарина в космос. Это всё производные. Самая большая заслуга советской власти — это подъём культуры.

Падение культуры — самое главное, что отличает одну страну от другой. Это печальное завоевание буржуазной революции 91-го в 1993-м окончательно закрепилось. Сегодня нам снова надо завоевывать культуру во что бы то ни стало.

"ЗАВТРА". Расскажите о своих творческих планах. Планируются ли вами новые работы?

Владимир БОРТКО. Я сейчас ничего не снимаю, поскольку я, как вы понимаете, побил горшки с телевидением. А заниматься кино и быть в контрах с телевидением — невозможно, потому что реклама вся идёт по телевизору…

У меня есть большая надежда на моего соратника, моего товарища — Александра Андреевича Проханова, который написал замечательный роман "Крым". Я бы хотел его экранизировать. Если это удастся, то с пробивной прохановской силой, наводящей ужас на всех либералов, может быть, всё-таки что-нибудь и случится. Надеюсь очень!

Завтра

Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...