Пять часов с Ахмадинежадом

Александр Проханов

Я был удостоен высокой чести — недавний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пригласил меня к себе в гости. В его обществе я провёл около пяти часов. Сначала мы встречались у него в резиденции в Тегеране, а затем — дома, в кругу семьи. За время этих бесед я стремился понять, чем является иранская модель в управлении обществом и государством. Как религиозно-философские смыслы, создаваемые в недрах религиозно-духовного сообщества, возглавляемого духовным лидером Ирана, как эти смыслы пропитывают сознание и практику политических деятелей, в том числе и президента страны.

Во время наших бесед мы обсуждали мучительные проблемы современного мира и возможности взаимодействия России и Ирана в самом широком спектре современных явлений.

Александр ПРОХАНОВ.

Господин президент, когда все опасались израильских бомбардировок Тегерана и чуть ли не вторжения израильской армии, многие русские мечтали помочь Ирану напрямую — участвовать в сопротивлении. И я в моей газете опубликовал статью под названием "Я твой воин, Ахмадинежад". Сегодня времена не более легкие. Мир меняет кожу. Происходит острейшая, опаснейшая схватка. Как бы вы определили смысл и уровни этой схватки?

Махмуд АХМАДИНЕЖАД.

Во имя Аллаха милостивого и милосердного!

Прежде всего хочу сказать вам, господин Проханов: "Добро пожаловать!" Я очень рад нашей новой встрече. Два с половиной года тому назад в Москве мы виделись в кругу мыслителей России, и у меня очень хорошие воспоминания о той встрече. Вы как писатель, как исследователь дороги всем, все вас уважают. И у меня огромное уважение и расположение к вам. Я считаю, во многих основополагающих вопросах у нас единое с вами мнение.

Хочу выразить вам признательность за ваше доброе отношение к Ирану и к иранскому народу. Это говорит о вашем благородстве, о вашем достоинстве и о том, что мы с вами находимся на одном фронте, действуем в одном направлении.

Позвольте и я задам вам вопрос. Хочу поинтересоваться вашим здоровьем, как вы чувствуете себя?

Александр ПРОХАНОВ. Я по-прежнему — ваш воин, господин Ахмадинежад.

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Вы великодушны. Мы все являемся воинами справедливости и правды.

Когда я узнал о том, что вы собираетесь в Иран, очень обрадовался. Я сказал, что появляется хорошая возможность поучиться у вас. Потому что вы, господин Проханов, масштабная личность. Ваши слова очень влиятельны. Мы чувствуем значение ваших слов здесь, в Иране.

Александр ПРОХАНОВ. Но когда вы, господин Ахмадинежад, произносили свои речи с трибуны ООН, я чувствовал, как сотрясаются мировые платформы. Это были грандиозные речи.

От ваших речей спящие просыпались, и мне казалось, что с трибуны говорит не политик, а поэт и пророк.

Я слышал ваше выступление здесь, в Тегеране, на форуме, посвященном исламскому пробуждению. Выступал духовный лидер, и выступали вы. Меня поразило, что вы — политик и концептуалист — выступали, как поэт и религиозный философ. А духовный лидер выступал, как опытный политолог. Он говорил о тактике, стратегии революции. Поразило то, что вы словно бы взяли на себя функцию духовного проповедника, а он взял функцию архитектора революции.

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Я полагаю, когда любое лицо, будь то важное, сановное лицо или нет, затрагивает вопрос правды, начинают действовать три фактора. Во-первых, происходит некое пробуждение среди тех, кто, может быть, спал до этого. Это пробуждение происходит и среди сторонников правды, и среди противников.

Второе — все сторонники правды чувствуют, что в речах говорящего звучат и их мысли, и их представления о правде.

И третий фактор — происходит единение сторонников правды во всем мире. Это касается не только выступлений в ООН. Когда вы говорите, происходит то же самое. Но в ООН трибуна выше. Однако любой человек, говорящий о правде, производит подобное действие.

Полагаю, правда должна быть нашим критерием оценки окружающего мира. Многие анализируют происходящее. Но важно, по каким критериям давать эту оценку. Потому что люди с разными критериями получают разные результаты. Современные властители, добившиеся власти над миром, по-своему видят мир. Но такой взгляд во многом является устаревшим, является продуктом прежнего мышления.

Нужно смотреть на мировые проблемы непременно с позиции правды и справедливости. А правда состоит в том, что смысл человеческой жизни — в непрерывном совершенствовании, в непрерывном приближении к справедливости. И в этом стремлении человек находится от рождения до смерти. Это и есть то, что я называю человечностью, — постоянное стремление к совершенству.

Но если к власти приходит несправедливый, злой человек, то представления о реальности такого человека будут искажёнными. Мы считаем, что если в какой-то точке мира совершается насилие в отношении одного человека, то насилие совершается против всего человечества. И там, где происходит насилие, кроме видимого, непосредственного эффекта этого действия, подвергается насилию и все человечество. А когда удар наносят по человечеству, то каждый человек ломается, превращается в пыль.

Поэтому сопротивление насилию есть долг всех людей. Покойный имам Хомейни сказал о том, что в любой точке мира, где есть насилие, есть злые люди, там сражение, там сопротивление. Он сказал также, что пока есть сопротивление злу, мы все существуем. То есть защита человечества и защита человеческих прав не имеет географических границ. Когда совершается насилие против людей, мы одинаково должны чувствовать это, сопереживать. И неважно, где эти люди — в Африке, в Китае, в России, в Соединенных Штатах Америки или в Иране.

На земле Палестины происходит насилие. Палестинский народ подвергается угнетению. Поэтому мы поддерживаем палестинское сопротивление.

Тот, кто защищает человечество, людей, он защищает и свою человечность. И тот, кто старается, чтобы судьба человечества была лучше, он ничего экстраординарного, особенного не делает, потому что он защищает и самого себя. Мы видим, что злые властители ищут в политике материальную выгоду, и достижение этих выгод лежит у них в основе всего. Но в основе всего лежит стремление человека к совершенству.

Александр ПРОХАНОВ. В том восстании человечества, которое мы переживаем, в этой схватке сражаются несколько представлений о том, что такое мир, что такое человечество, что такое высшая сила Господня.

Существует такая категория как "американская мечта". Она облечена в привлекательные формы, которые должны были бы сделать американскую мечту — мечтой всего человечества. Существует "китайская мечта", и этот термин вошел в политический документ Коммунистической партии Китая. Есть "русская мечта", и её формулированию я посвящаю все свои интеллектуальные, духовные силы. Как бы вы определили "иранскую мечту"?

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Я считаю, что нам следует постигать и изучать мечтания всех народов — американскую мечту, китайскую мечту, русскую мечту. Если в нескольких словах сказать, что такое иранская мечта, то это установление справедливости, дружбы, это уважение человеческого достоинства каждого. Возможно, и другие люди говорят подобные слова, стараются сделать свою политику привлекательной, в том числе и американское правительство. Но то, о чем мы говорим, и то, о чем говорят американцы, в корне отличается одно от другого. Это не значит, что никакого сходства между нами нет. Возможно, в некоторых толкованиях мы будем близки, в том числе и в области свободы, человечности и человеческого благородства. Но в глубинной сути мы различны.

Я полагаю, что все мировые беды возникают из-за того, что люди не проявляют по отношению друг к другу благородства и не уважают достоинство человека.

Давайте посмотрим, на какой основе строятся человеческие отношения в западной цивилизации. На первом месте — материальная выгода. Ещё эгоизм, личные интересы, ревность, конкуренция. Но в основе человеческой природы лежат не эгоизм, не себялюбие, не алчность. В основе человеческой природы лежат человеколюбие и стремление к совершенству. Но человечеству навязывается несвойственное ему представление о благе. Это и есть насилие.

Человеческая правдивость — это луч божественной правдивости в человеке. Человеческая правдивость — это чистота в восприятии другого, дружба, уважение и достоинство. Любые действия, которые совершает человек, или повышают человеческую сущность, или снижают. И поэтому тот, кто совершает насилие, очерняет свою человеческую сущность. А тот, кто любит другого и идет на самопожертвование, на самоотверженность, повышает свою человеческую сущность.

Когда отношения между людьми будут основываться на высоком, на духовном, каким красивым будет мир! Именно это соответствует божественному замыслу, который изначально закладывается в человеческую сущность. Эта сущность есть во всех людях. Но некоторые убивают это качество, а некоторые воспитывают его, взращивают. Я полагаю, что движение Америки идёт в сторону уничтожения человеческой сущности. Иногда американцы провозглашают хорошие лозунги. А русло, по которому они движутся, — это убийства людей. В том направлении они идут.

Если кто-то оскорбляет людей, он не достоин называться человеком. Это мелкий, нецельный человек.

Миллиарды людей из-за насилия, которое распространяется по всему миру, не могут заботиться даже о самом себе, защитить себя. Более 1 млрд. 200 млн. людей в мире не имеют возможности кушать даже один раз в сутки, поэтому им некогда думать о своём человеческом предназначении. Они, как нераскрывшиеся цветы, которые уничтожены в зародыше.

Ситуация в мире сегодня диктуется представлениями, которые формулируют американцы. Но это не значит, что такие представления — исключительно американские. И другие люди, вероятно, имеют такой взгляд на мир. Потому и результат такой. К тому же многие страны являются сателлитами Соединенных Штатов Америки.

Александр ПРОХАНОВ. Я пытался исследовать русскую философскую мысль на протяжении тысячелетия русской истории. Внимательно читал русские волшебные сказки, читал труды русских религиозных философов, которые проповедовали смыслы государства, изучал труды коммунистических революционеров — Ленина и Сталина. И везде была одна и та же мечта — мечта о справедливости. Смысл русской истории — сотворение справедливого общества.

Одни считали, что это справедливость социальная, которая устанавливает гармонию между человеком и человеком. Другие полагали, что это справедливость национальная, которая устанавливает гармонию между народами, живущими в России. Третьи думали, что это божественная справедливость, которая устанавливает симфонию и гармонию всего существующего в мироздании, включая гармонию между звездой небесной и цветком полевым.

Но есть и точка зрения, что достижение такой справедливости на земле невозможно, и она, справедливость, возможна только в раю. Что само низведение рая на землю является огромной ошибкой, что это приводит к искажениям реальной человеческой истории. Мне кажется, это неверное мнение. И смысл человеческих поступков — это создание здесь, на земле, подобия идеального райского общества. К этому призывает молитва "Отче Наш", которую Иисус завещал нам, христианам. Об этом говорит Коран, в котором слово "справедливость" является самым важным, ключевым словом во всех сурах, во всех аятах. Но не является ли, действительно, стремление построить идеальное бытие на земле своего рода ересью или кощунством?

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. То, что тысячелетняя мечта русского народа — это создание справедливости, действительно так. Я полагаю, что это всегда было и будет мечтой всех народов. В этом как раз все люди, все народы едины. Но здесь несколько моментов. Во-первых, что такое справедливость и как можно сотворить эту справедливость, как можно самим её создавать? Если говорить в общем и целом, то справедливость наступает тогда, когда любая вещь соответствует своему предназначению, и все люди получают возможность развиваться и самосовершенствоваться.

Второй момент: справедливость — это исходная точка движения к самосовершенствованию. Справедливость — не конечная точка: человеческая жизнь, жизнь всех людей начинается с создания справедливости.

Приведу пример. Возьмём семена. Если мы будем сажать их в грунт, но без необходимых условий, что из этого выйдет? Для выращивания требуются соответсвующие условия. Теперь допустим, что растение даёт плоды. Будут ли эти плоды хорошими? Или будут плохими? Чтобы плоды удались, нужны плодоносный грунт, обилие воздуха, света, благоприятная температура. Это и будут справедливые условия для выращивания данной культуры.

И общественная справедливость — это необходимые условия для процветания человека. Когда создаются такие условия — это исходная точка, первый шаг.

Третий момент. Если мы говорим, что надо создавать рай на земле, необходимо думать, какое у нас представление о рае. Потому что некоторые думают, что рай — это отвлеченное понятие, не связанное с земной реальностью. Это не так. Мы считаем, что рай на земле уже существует. Те, у кого в сердце любовь к людям, тот живет в центре рая. А когда такой человек умирает и отправляется на тот свет, он находит там самого себя, потому что встречает на том свете свою доброту и свою любовь. Рай создается нами — мы создаем рай.

И ад тоже. Так что можно именно на земле создавать рай. И так будет. Рай будет создан на земле. Если на земле не будет рая, ставится под вопрос само творение человечества, философия творения. А ведь мы знаем, что Всевышний ничего непродуманного не являет. И люди сотворены для определенной цели.

Мир кончается без создания и проявления справедливости. Ведь кому нужен такой мир, где воюют, применяют насилие? Он не стоит того, чтобы его творить. Никакого творения в этом нет. Рай на земле начинается тогда, когда создаётся справедливость.

Четвёртый момент. Справедливость появится только при участии всех людей. Красота справедливости наступает тогда, когда люди этого хотят. Справедливость не может быть навязана с помощью ракет, американских беспилотников. Это, напротив, убивает справедливость.

Пятый момент. Кто должен управлять справедливостью? Любому человеческому обществу нужен порядок и лидер, тот, кто берёт на себя роль наставника, руководителя этого общества для установления справедливости. Это просветлённые люди, которые действительно хотят справедливости. В них отсутствует всё античеловеческое. Иисус Христос потому мог установить справедливость, что в его личности не было эгоизма, себялюбия, тьмы. Он пожертвовал собой ради других. Жертва ради других — это и есть высшая справедливость. 12-й имам Махди — совершенный человек, который по присущим ему качествам уже достиг самосовершенства. Слабостей, свойственных обычным людям, у него нет. Именно такие личности, приходя, устанавливают справедливость.

Это не говорит о том, что другие люди не могут её создавать. Напротив, каждый человек в той степени, в какой он приблизился к справедливости, может эту справедливость творить. Однако люди нуждаются в полнейшей справедливости, а не относительной. Кто может создавать полную справедливость? Тот, кто сам совершенен. То есть истинные люди могут создавать всеобъемлющую справедливость. Этого мнения придерживаются российский, иранский и другие народы. Это наша общая вера. Все ждут справедливого руководителя.

Александр ПРОХАНОВ. Я помню вашу мысль о том, что человечество ждет нового Мессию.

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Установление справедливости — задача каждого человека. Я сказал, что всемирная справедливость наступит с появлением всеобъемлющих, наполненных, совершенных людей. Но само стремление к установлению справедливости есть всегда. И мы считаем, что установление справедливости определяется активностью человека. И насколько он способствует установлению справедливости, настолько же он человек, такова степень его совершенства.

Ожидание таких великих людей — это позитивные ожидания, положительные желания. Если мы думаем о том, что никогда не будет справедливости, никакого стимула к установлению справедливости не будет. Мы уверены в том, что такие личности придут и установят справедливость. А для этого надо и всем нам прикладывать свои силы.

Некоторые считают, что справедливость можно установить с помощью насилия и террора.

Но представления террористических групп, организаций о том, что за свои террористические действия они попадут в рай, ошибочны. Это дело шайтана, дело дьявола, плод великих заблуждений. В той степени, в какой люди стараются установить справедливость, в той же степени шайтан старается этому помешать.

Рай — это результат деятельности человека, продукт человеческого сердца. А тот, кто убивает детей, женщин, мужчин, совершает преступления, тот убивает самого себя, он не понимает истину.

Америка ради своей выгоды убивает людей и называет это защитой прав человека.

Александр ПРОХАНОВ. Мы говорим как два религиозных философа. Но вы — яркий, интенсивный политик. По интенсивности вас трудно с кем-нибудь сравнить. Политика — очень увлекательная, но иногда смертельно-опасная деятельность. Что вас сделало политиком? Увлеченность кибернетикой, непрерывными движениями и схватками? Или у вас изначально была какая-то возвышенная политическая или моральная цель?

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Я не считаю себя политиком. Я — обыкновенный человек. Но в становлении личности любого человека взаимодействуют многие факторы — исторические, наследственные, происходящее в окружающем мире.

Самый действенный стимул для политика — это человеческая ответственность, которую кто-то более остро ощущает. Мы стараемся быть людьми. Стараемся достичь уровня, который благословляется Всевышним. Бог сотворил нас, чтобы мы двигались по пути, который позволяет стать человеком. И мы идём по пути совершенствования, по пути создания общественной справедливости. У аскетов, которые живут в лесу и в горах, человечность не развивается. Своей полноты, совершенства человек достигает, живя среди людей.

Я уже с юности был знаком с общественно-политические вопросами. Остро их чувствовал. И моя семья тоже была к ним чувствительна. Мой покойный отец был очень восприимчив к общественной, политической жизни. Он вообще не воспринимал режим шаха, монархию, считал, что такой строй не обеспечивает человеческих потребностей и не имеет легитимности в управлении государством.

Сначала, ещё подростками, среди друзей мы говорили об этом, потом я поступил в университет, и круг общения расширился. Когда мы лучше узнали окружающий мир, стремление к справедливости усилилось. Мечта об установлении мировой общественной справедливости — это благородная мечта.

И важно, под каким углом зрения мы смотрим на окружающий мир. Полагаю, что если смотреть на окружающий мир через американские очки, то никакого развития не будет. Человек не обретёт самого себя, свою человечность. А если мы смотрим на мир с позиций человечности, представление будет совсем другим.

Возьмём понятие "власть". Если смотреть с человеческой позиции, то у Америки нет должной власти и силы — той силы, которой люди не в состоянии противостоять. Людские силы намного превышают американскую силу. Именно люди определяют, что будет завтра, а не ракеты, не самолеты и не бомбы.

Политика и действия политиков подчиняются теории вероятности. На сто процентов нельзя ничего предсказать. Даже самый сильный политик не сможет просчитать все варианты, самый опытный специалист не может предсказать событие на 100%. Потому что человеческие факторы очень изменчивы и разнообразны. Познание общества происходит на разных уровнях.

Одно познание — на основе получаемой извне информации. И другое познание — это когда живешь среди людей. Моя информация о российском народе, даже если я сто лет буду изучать Россию, не имеет никакого сравнения с вашей, потому что вы чувствуете страну всем своим существом.

Я как обыкновенный человек жил и живу среди иранского народа. Но у меня было и точное представление об иранском обществе. Я был уверен в том, что лозунг установления справедливости иранский народ обязательно поддержит. Этот лозунг приветствуется во всем мире. Но люди должны верить именно в честность оратора, того, кто проповедует такие истины. Люди поверили тому, о чём я говорил. И это божественный дар, который сердечно связал меня с иранским народом.

Александр ПРОХАНОВ. Есть еще одна категория оценки действительности. Эта категория называется "чудо". Без категории "чуда" нельзя понять русскую историю. Если следовать политологическим, экономическим и другим критериям, Россия не должна была существовать. Но на краю пропасти происходило прямое вмешательство Бога, и чудо спасало Россию. Это дает право полагать, что настоящим творцом истории является Господь. Конечно, выбирая для этого народы. Но иногда народы замирают в тупиках, где они бессильны что-либо сделать, и тогда наступает время чуда.

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Вы называете это чудом, а я говорю — божественная помощь. Вы говорите, что русский народ всегда искал справедливость и шел на самоотвержертвования на этом пути. Да, если люди попадут в тяжелые условия, конечно, божественная помощь придет. А поскольку божественная помощь не оценивается обычными уравнениями, мы называем это чудом. Если народ в любой точке мира постигает человеческую ценность, стремится самосовершенствоваться, Бог ему помогает.

Александр ПРОХАНОВ. Вы управляли Ираном в очень грозный период мировой и иранской истории. А что самое главное в ваших деяниях за время вашего правления? Что вам удалось сделать из намеченного, и что не удалось?

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. Если руководитель общества будет действовать в соответствии с волей народа, тогда произойдет то чудо, о котором вы говорите. Я был частью народа, внутри народа. Я был продуктом воли иранского народа. У меня никакой партии не было, никакая политическая структура не поддерживала меня. И мы исходили только из народовластия и справедливости. К этому было стремление народа. И я не имел права делать что-либо, противоречащее народной воле.

Но в этом вопросе нужно планирование, конечно. И у нас ещё до создания правительства была программа действия и внутри Ирана, и на международной арене. Безусловно, нужно верить в Бога и верить в Божественную помощь. А когда проявляется воля всего народа, и Бог помогает.

В течение восьми лет моего правления изменились многие убеждения не только в Иране, но и во всем мире. Потому что когда целый народ провозглашает лозунг правды, справедливости, другие это слушают и слышат.

Да, действительно над Ираном нависала угроза, была опасность. В появлении этой угрозы мы видели мировой фактор, угроза появилась из-за неправильного миропорядка. И чтобы ликвидировать угрозу, надо было давить на существовавший мировой порядок. И под такой угрозой, под какой был иранский народ, был и палестинский, и российский, и другие народы. Мы думали, что все народы должны быть освобождены от нависшей угрозы, не только иранский. Поэтому надо было оказывать давление на центр мирового порядка, мировой злой силы.

Может быть, впервые американские руководители чувствовали свое бессилие, потому что не знали, что делать. Но давить на них без народной поддержки было бы невозможно. Против существующего миропорядка надо направлять народную силу. Мы не применяли военную силу. Мы только говорили с народами. Сила народа, сила понимающих людей — главное.

Александр ПРОХАНОВ. И сила слова.

Махмуд АХМАДИНЕЖАД. У вас, господин Проханов, никакого оружия нет, ваше оружие — ваше мышление. Это мощнее атомной бомбы. А противостоящая нам сила хочет, чтобы люди не думали. Или думали так, как этим силам хочется. Если мы сделаем то, что люди смогли бы правильно думать, тогда все мировые уравнения изменятся. Поэтому мы старались, чтобы произошло единение народов. Это не организационное единство. Это единство, которое основано на чаяниях людей, на их мечтах.

Мы указали на 20 слабостей капитализма, которые распространяются на весь мир. Центр этих слабостей — Соединенные Штаты Америки. Мы считаем и американский народ угнетенным народом. Это полное человеческое видение, и никакой расовой, никакой географической границы не имеет.

Эти слабости представлялись как кнопки. И когда на эти кнопки нажимали, они дрожали. Как 11 сентября.

Необходимо было создать группу, которая определила бы истинные причины произошедшего. Потому что тогда американское правительство было и судьей, и прокурором, и истцом. И под предлогом того события развязывало во всем мире военные действия.

Когда взорвали те башни, я сказал, что это искусственный, подстроенный теракт. Никакие "Боинги" не могут разрушить такие мощные здания, чтобы они к тому же так планомерно рушились. Здесь нужен точный расчет, под каждой несущей конструкцией нужно было устанавливать взрывные устройства. Я — инженер-строитель, преподаю в университете, как строить туннели. Мы знаем, как эти взрывные устройства работают, и как происходят взрывы.

И ясно было, что во всем мире наступает новая политика. Надо было об этом говорить, сообщать миру, что наступает эра новой политики. Американский народ и другие народы уже убедились в том, что для них уготованы новые мировые преступления. Мы постарались привлечь другие государства, которые тоже ратуют за справелдивость, исходят из справедливости.

В течение восьми лет мы развивали отношения с латиноамериканскими, африканскими, азиатскими странами. Иран и Россия также проводили встречи на высоком уровне. Мы взаимодействовали в вопросах координации стратегических целей по многим мировым проблемам. В том числе и по экономическим. Было завершено строительство Бушерской АЭС. Это очень положительная веха ирано-российского сотрудничества.

Высокими темпами продолжалось развитие иранского общества. В научно-информационных, экономических общественных вопросах у нас произошло большое продвижение. В области ядерного, атомного проекта мы завершили то, что намечали. В области нанотехнологий, биотехнологий мы достигли нового уровня. В промышленном производстве произошли большие прорывы. В 2,5 раза мы увеличили производство цемента, металла и стали, электроэнергии — в 2 раза. Несмотря на экономические санкции, мы выполнили большие экономические проекты.

Западные санкции действуют тогда, когда мы изнутри слабы. Если чувствуем свою силу, то санкции никакого эффекта не имеют. Если в последнее время санкции и были более чувствительны, это из-за того, что некоторые некомпетентные люди вмешивались в дела. И несмотря на то, что американцы говорят, будто эти санкции были разрушительными, но против народной воли они были ничто. Некоторыми действиями можно было свести эти санкции к нулю. Такое возможно, когда и другие ключевые лица исходят из схожей позиции. Нужны были сильные, решительные люди.

Америка — американский строй — уже, можно сказать, падает в ущелье, саморазрушается быстрыми темпами. Даже если она будет оказывать давление на других, ничего не изменится. Народы могут ей противостоять. Иран и Россия — это великие народы, которые имеют глубокие корни в истории. Один корреспондент в Соединенных Штатах Америки как-то негативно отозвался об Иране и задал вопрос: "Вы не боитесь израильских и американских санкций?" Я ответил: "Нет". — "Почему?" Я сказал, что Иран имеет несколько тысяч лет истории, он имеет глубокие корни. И Россия тоже. А у Америки какая история, сколько ей лет? Так что у неё очень непрочные корни, их уязвимость велика.

Если мы будем исходить из народной воли, источников сил для победы у нас много. Очень мощный человеческий потенциал, полезные ископаемые, хорошее географическое, региональное и международное положение. Мир — это мир конкуренции. И мы в состоянии создавать новые экономические структуры для мира.

Да и до какого времени мы должны подчиняться тому устройству, которое создано американцами? БРИКС — это структура, которая может разрушить американскую экономику. Несколько государств сообща в состоянии ослабить доллар, чтобы он не был господствующей валютой. И тогда никакой силы у Америки не будет. Американский строй сегодня стоит силой доллара. Если доллар будет расшатываться, будет раскачиваться вся Америка. Такое возможно. Но надо твердо решать этот вопрос. Когда человек твёрдо решит переплыть океан, он победит и страшные волны.

Александр ПРОХАНОВ. Вы высказали много глубоких мыслей, которые созвучны русскому интеллектуальному обществу. Я сделаю все, чтобы эти идеи в ближайшее время узнало наше общество.

Завтра 22.01.2015

Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...